Главная » Статьи » Мои статьи

Первый раз в первый класс. Как родители могут помочь ребенку освоиться в школе?

Первое, с чем столкнется ваш ребенок – это адаптация к незнакомым новым условиям жизни. Теперь жизнь первоклашки подчинена режиму, расписанию и порой строгим правилам: подъем в определенное время, ограниченное время на завтрак и утренний туалет, потом занятия в школе, выполнение домашнего задания. А ведь еще столько неохваченных интересных вещей! Да и на свои «личные» дела нужно оставить время. И тут перед родителями встает непростая задача организации времени для ребенка.

Примерный режим дня первоклассника:

• 6.30-7.00 – пробуждение
• 7.00-8.00 – завтрак, водные процедуры
• С 8.00 до 12.00 – занятия в школе
• 12.00-13.00 - прогулка после школы
• 13.00-14.00 - обед
• 14.00-15.00 - дневной сон
• 16.00-19.00 - выполнение домашнего задания, дополнительные кружки, секции
• 19.00-21.00 - прогулки и свободное времяпрепровождение.


Чтобы ребенок быстрее проснулся, ополосните его руки, ступни и лицо холодной водой. Оставьте больше времени на дорогу в школу – пусть малыш подышит свежим воздухом перед уроками. Накормите ребенка вкусным завтраком.

Важно! Завтрак школьника должен быть плотным и калорийным. Его объем может достигать 30% от суточной нормы пищи. Углеводы дают энергию организму на целый день. Они содержатся в кашах, поэтому полезно на завтрак съедать хорошую порцию сладкой каши.

Все первоклашки учатся в первую смену. После школы у детей резко снижается работоспособность, уставшие мышцы и головной мозг требуют кислорода. В первые часы после школьных занятий ребенка невозможно усадить делать уроки. В это время он проявляет активность – бегает, прыгает, тем самым организм избавляется от напряжения и насыщается кислородом. Сразу после школы дайте ребенку погулять на свежем воздухе или запишите его в спортивную секцию на дневное время.

В середине дня ребенку лучше всего поспать, особенно если эта привычка сохранилась с детского сада. С 16.00 до 19.00 у школьника наблюдается пик работоспособности. Именно в это время лучше всего делать уроки. После 19.00 малыш переутомляется, он становится невнимательным и неусидчивым, поэтому не стоит перегружать его уроками

Время с 19.00 до 21.00 лучше всего потратить на спокойные игры и прогулку. Просмотр компьютера и телевизора более 2-х часов в неделю считается вредным для детской психики и здоровья. При просмотре телевизора у ребенка рассеивается внимание и ухудшается память. Не удивительно, что таких детей сложно «собрать» к выполнению домашнего задания.
Перед сном неплохо бы прогуляться с ребенком. Проветривайте его комнату каждый раз перед сном. Укладывайте спать ребенка не позднее 22.00. Помните о правильной (физиологической) продолжительности сна – 11 часов. Это время необходимо на восстановление жизненных сил ребенка.

Помогите ребенку с вечера собрать портфель, почистить обувь и погладить школьную форму. Утром не должно быть суетливых сборов, более того, ребенок, приучившийся к порядку дома, будет его соблюдать и в школе. У таких детей не теряется спортивная одежда и обувь, учебники не помяты, за школьной партой порядок, сами дети аккуратны, что является непременным условием адаптации к школе.

Учим уроки.

Огромное терпение требуется от родителей при выполнении домашнего задания. Старайтесь делать уроки вместе с малышом. У ребенка очень рассеянное внимание, он с трудом концентрируется на уроках, ему сложно усидеть на одном месте, а вы ему поможете.

Во время выполнения уроков будьте не только терпеливы, но и настойчивы, ведь то, что умеем мы, взрослые, ребенку дается с великим трудом. Он только учится координации и усидчивости.

Постарайтесь организовать рабочее место:

1. рабочее место в общем и целом должно быть – это удобный стол и стул. Не стоит делать уроки «на коленке» - у друзей, за обеденным столом, на улице. Такое выполнение задания дезорганизует школьника.
2. школьную мебель надо выбирать исходя из роста ребенка.

рост, см
высота стола, см
высота стула, см
до 130
54
32
130-145
60
36
145-160
66
40
160-175
72
44
175
78
48

Стул следует задвигать под стол на 4-8 см.

3. обеспечьте чистоту и порядок на столе. Как показывает опыт, ребенок сам не в силах отделить рабочий беспорядок от творческого порядка. На столе должны быть учебники и канцелярские принадлежности. Все яркие картинки, паззлы, игрушки и прочие отвлекающие интересности уберите из поля зрения школьника.
4. правильно настройте свет: лампа должна быть слева от ребенка, если он правша. Окно также должно находиться слева.
5. желательно, чтобы ребенок делал уроки в тишине и спокойствии. Выключите телевизор, а шумные домашние дела оставьте на потом.

Письмо и чтение ребенку даются с трудом, поскольку это требует внимания, концентрации и точности, особенно в выведении букв в прописях. Неудивительно, что ребенок все время отвлекается, таким образом, пытается снять свое напряжение.

Важно! Продолжительность непрерывного чтения должна быть примерно 10 минут, а письма – около 5 минут.

Чтобы ребенок с удовольствием, а главное, продуктивно, учил уроки, необходимо делать короткие перерывы в учебе. После 10 минут чтения дайте ему пару минут на расслабление. Пусть ребенок это время проведет, как ему хочется – организм сам подскажет, в какое русло «выпустить пар». После переменки вновь усадите ребенка за уроки. После того как один предмет выучен, сделайте продолжительную переменку в 10-15 минут и приступайте к следующему.

Внимание! Симптомы переутомления:
• снижаются мнестические процессы в мозге (запоминание), количество ошибок возрастает
• появляется рассеянность, невнимательность
• появляются физиологические признаки переутомления – покраснение лица, потливость, дрожь в пальцах и как следствие – ухудшение почерка
• появляется сонливость, зевота

Избежать утомления можно, если разбить выполнение домашнего задания на части. На переменках дайте волю своему ребенку. Некоторые уроки, например, окружающий мир или литература, делайте в игровой форме – сначала вы красочно, с колоритом, прочитайте текст, а затем дайте читать текст ребенку. Прибегнув к зрительным и слуховым ассоциациям, малыш проще, а главное, интересней справится с уроками. Учить уроки лучше всего с самых простых предметов, когда у ребенка идет «врабатывание», закончите сложными предметами, когда ребенок находится на пике работоспособности.

Избежать переутомления поможет регулярное проветривание комнаты, теплый сладкий чай и мягкий массаж шейно-воротниковой зоны.

Дополнительные занятия.

Преодолеть трудности в учебе, как ни странно, помогут дополнительные занятия. Лучше всего, если вы отдадите ребенка в спортивную секцию. Малышу вполне хватает душного помещения, неподвижного сидения в классе и дома за уроками, поэтому не стоит его отдавать на лепку или вышивку. Его нервная система крайне нуждается в свежем воздухе и подвижности. Для мальчиков оптимальными тренировками станут хоккей и футбол, для девочек – фигурное катание. Универсальным для всех оздоровительно-профилактическим «средством» станет бассейн. Вода способствует укреплению мышечного корсета позвоночного столба и улучшению осанки, что очень важно для школьника, который половину дня проводит в неудобной позе за партой. Вода успокаивает нервную систему, но в тоже время улучшает настроение, дарит бодрость и выносливость.
Оптимальное время для тренировок в будни – с 12.00 до 15.00 и после 19.00, а в выходные до 12.00.

Пища для ума

Европейские ученые едины во мнении, что определенное питание поможет ребенку в учебе. Специальное сбалансированное по витаминам и микроэлементам питание имеет цель укрепить здоровье ребенка, улучшить процессы мозговой деятельности.

Для концентрации внимания необходимо железо. Наибольшее его содержание в мясе. Именно в нем железо имеет ту валентность, которая усваивается организмом. В яблоках и гранате тоже много железа, но оно не всасывается в организме.

Для памяти нужна морковь, ананас и авокадо. Если ананас ребенок съест с удовольствием, то с морковкой будут проблемы. Маме нужно проявить кулинарное мастерство и чудеса красноречия, чтобы уговорить ребенка съесть морковь. Самые популярные среди детей блюда из моркови – это морковные котлеты со сладким сметанным соусом.

Мозгу нужна глюкоза. Это «топливо» для мозга. Известно, что мозг весит по сравнению с телом немного, но потребляет до 30% всей суточной энергии. При недостатке глюкозы налицо переутомление. Дома в переменках между уроками давайте ребенку пить сладкий чай. Из еды в качестве перекусов подойдут сладкие мюсли с йогуртом, детские творожки, бисквиты с шоколадом.

Мыслительная деятельность нуждается в калии и кальции. Последний содержится в молочных продуктах, особенно им богата сыворотка. Калия много в бананах, кураге, изюме, томатах. Рецепты полезных блюд напрашиваются сами собой: творожные запеканки с цукатами или бананами, сырники и вареники.

Витамин В6 (пиридоксин) и В1 (тиамин) улучшает долговременную память, повышает оперативность интеллектуальных процессов. Его не зря называют витамином памяти. Эти витамины содержатся в бобовых, отрубях, орехах, бананах, картофеле, овсянке, тунце, курятине.

Обеспечив правильный режим дня школьника, вы сохраните его здоровье!

Родители,будьте внимательны и осторожны,и пытайтесь, как можно больше уделить свободного времени ребенку!!!

Категория: Мои статьи | Добавил: bahin (03.03.2013)
Просмотров: 738 | Теги: школа освоение первый раз родители | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]